Лев Гордон: Мне интересны люди, создающие новые поля возможностей

Лев Гордон

Наш сегодняшний собеседник Лев Гордон, со-основатель всероссийского сообщества «Живые города», созерцатель и со-творец меняющейся жизни. Жил в 11 странах, закончил EMBA в Columbia University, десятки программ по развитию лидеров по всему миру, в том числе в Harvard Business School и London Business School, учился у Marshall Goldsmith и Namkhai Norbu, David Kotter и David Rock. Руководил проектами в компаниях ASCOM и ING Group в 35 странах. Содействует эволюции и интегральному развитию общества через “Живые города” и другие инициативы. Интересуется целостным развитием. Любит людей и жизнь.

О трендах

Лев, давайте поговорим о трендах развития предпринимательской среды. Какие тренды Вы бы назвали?

Важный тренд — это внутреннее предпринимательство, вера в распределенные инициативы. Причем распределенные инициативы идущие не сверху вниз, а возникающие повсюду. Живые системы — живые везде. Мне кажется, что это один из несомненных трендов.

Предприниматели всё больше и больше будут создавать среды, в которых люди более зрелые, более талантливые, способные исполнять не только исполнительские, но и лидерские функции внутри компании, будут иметь возможность максимально полно проявлять себя. Это огромный источник энергии инноваций и драйва для развития дела — и его далеко не все умеют раскрыть. Люди будут хотеть создавать новое, лучшее, потому что им это будет интересно.

«Интересно» — это еще один тренд. Это то слово, которое я постоянно слышал, когда был в Amazon. Я спросил: «Ну, как вам тут работается? Что ключевое?» Они говорят: «Интересно!» Вот ориентация на этот живой интерес, который изнутри рождает действие, мне кажется, один из самых сильных трендов.

И ещё тренд — осознанное управление всеми типами энергии системы — команды, компании, самого лидера. Интегральное развитие.

О живых компаниях и живых системах

Вы использовали термин «живая система». Что это такое?

Я думаю, что живые компании — это метафора. На самом деле, вообще всё живое. Моя любимая цитата Константина Эдуардовича Циолковского: «Вся Вселенная живая«.

Мы все состоим из атомов. Если очень близко рассмотреть тело мертвого человека, то даже там всё движется. Там электроны летают с той же скоростью.

Впрочем разница в состоянии разных организаций есть и термин «живая компания» конечно же несёт и конкретный смысл: такая среда животворна, способствует творчеству, раскрытию потенциала, повышает энергию. Именно так.

Все, кто говорит про живые компании, на мой взгляд, имеют в виду компании жизнетворные, поддерживающие жизнь. В них обычно максимально создана среда, где минимизированы барьеры для течения живой энергии: творческой энергии, энергии коммуникации, кооперации, действия, мышления. Живые компании — это компании, которые всё больше и больше овладевают мировоззрением и пониманием, как управлять разными видами энергии, которые человек или группы людей способны производить.

Какими качествами обладают живые системы?

Есть четыре качества живых систем. Первое, это способность к самоорганизации. Т.е. не сверху вниз сигнал идет, а система сама организуется внутри для решения задач. Это особенно важно в нашем сложном и постоянно меняющемся мире. Уверенное управление «сверху» необходимо на этапе запуска многих проектов – хотя и это меняется – но с ростом компании и объёмом задач и взаимосвязей именно самоорганизация и распределённое лидерство всё больше помогают устойчивому развитию дела.

Кстати, культ мегалидера – вот Илон Маск например в Tesla – имеет свои теневые стороны. Выгорание. Многие, уверен, знакомы с этим. Я знаю много талантливейших лидеров с прекрасными компаниями, и при этом мы говорим и о том, насколько они подчас истощены необходимостью всё нести на своих плечах. Атланты, да, но и атланты выгорают. Вчера, в Wall Street Journal кажется, было опубликовано интервью с Илоном Маском, после которого акции Теслы упали на 9%. Он что сказал? «Я чувствую себя истощённым от объёма работы и ответственности в компании«. Делайте выводы.

Второе качество живых систем – адаптация к меняющимся обстоятельствам. Быстрая адаптация к любым трендам. Третье — это развитие. Постоянный переход на следующий уровень внутренней организации. И четвертое, в применении к социальным системам, осознанность участников процесса. В случае городов — это осознанные горожане, а в случае компании — это осознанные сотрудники. Ну и осознанные лидеры конечно.

Об осознанности

Слово “осознанность” сейчас довольно сильно затаскали… Поэтому спрошу о том, кто такие осознанные сотрудники?

Это сложное определение. Есть аспекты осознанности бытовые, внимательность, например, к происходящему вовне и внутри. И есть более глубинные аспекты – как сонастройка и связь с полем коллективного разума команды, коллектива, потребителей, общества. Раскрытые качества и сила нашего сознания может реально влиять на эффективность индивидуальной и коллективной работы.

Точно можно сказать, что осознанность помогает и развитию компетенций нового времени. Это так называемые soft skills (“мягкие навыки”) — управление своим вниманием, управление состоянием, управление эмоциями, способностью самому формировать мотивацию, готовность поддерживать открытые коммуникации, эмпатические коммуникации, эмоциональный интеллект. Это очень важные вещи. Раньше их людям задавали как бы извне. Сейчас ситуация изменилась. В живой компании смогут работать только люди с более высокими и глубокими внутренними компетенциями в soft skills.

Авторы “ReForum. Winning the hearts” в СКОЛКОВО подчёркивают важность EmotionalQ, SocialQ, LoveQ. Полностью согласен. Я в своё время изобрёл понятие LoveQ – и мне радостно, что другие также независимо от меня изобрели его. Мы связаны единым полем сознания. Когда понимаешь это, то можно и нужно это использовать и для достижения практических целей. Правда, и думаю многие с этим также знакомы, с внутренним развитием меняются и цели и смыслы. Мир оказывается куда больше, чем мы привыкли воспринимать.

Про вИдение

Готовя NoGuru Forum, мы очень подробно разбираем такое понятие, как вИдение собственника. Говорим про это с самыми разными людьми (провели уже 100+ интервью). Откуда рождается вИдение собственника? Как оно вообще возникает?

Видение рождается из двух векторов: либо изнутри, либо снаружи. Или можно по-другому сказать. Либо из наших обусловленных представлений, либо из бОльшей реальности. Давайте используем вторую рамку.

Я, например, учился в половине известных бизнес-школ мира: в Гарвардской, Лондонской, Колумбийской и т.д. Я там что-то узнал. Посмотрел, что делают ведущие компании, пообщался с очень крутыми специалистами, гениальными профессорами, руководителями лидирующих компаний мира. И, конечно, они мне дали тоже какие-то идеи. Это — внешняя рамка. Сейчас мне всё это гораздо менее интересно.

И гораздо интереснее то, что приходит не из рассудочного интеллектуального поля, уже созданного другими людьми, а из более тонкого поля сознания. Вспомните Теслу, Менделеева или Эдисона. Им никто их идеи на блюдечке не принес. И в этом смысле я полностью стою на принципе Inside-Out т.е. вначале внутренняя трансформация, сначала внутреннее развитие, потом внешние достижения.

И, соответственно, откуда собственники и предприниматели черпают идеи и понимают, чем заниматься? Я бы сказал, что, в отличие от классического подхода, не из проявленной потребности рынка, а из внутреннего понимания, внутренней интуиции. Очевидно, что важно удовлетворять внешние потребности. Это факт. Причем, потребности как проявленные, так еще и непроявленные. Знаменитый пример — Apple. Джобс не спрашивала у потребителя, что именно они хотят. Он чувствовал и предугадывал.

Мне интересны предприниматели, которые чувствуют и создают новые поля возможностей, новые типы услуг, новые продукты, новые рынки, которые способствуют развитию человека и человечества. И меня мало интересует потребительская экономика. Понятно, что там денег очень много, это — основные рынки. Но меня больше интересует экономика созидания. Экономика, в которой предприниматели формируют новые подходы и при этом их компании жизнеспособны, экономически оправданны. Хороший пример такого инновационного и трансформационного стартапа — проект JungleRoad, созданный Альфией Мухаметовой и Натальей Змачинской, двумя талантливыми девушками из Санкт-Петербурга. Думаю, вам было бы интересно пообщаться.

Как бы вы описали таких предпринимателей или такие подходы?

Мне интересны предприниматели, которые меняют к лучшему жизнь людей вокруг. Не столько в смысле потребления, но в плане помощи людям в трансформации их жизни.

Про любимые места

В финале беседы давайте поговорим не про предпринимательство. Какое место на планете Вы посоветовали бы посетить?

Я вот только что проехал по Исландии. П поэтому рекомендую в одиночку или в компании близких людей отправиться именно туда. Следующий Европейский Форум Живых городов пройдёт в Амстердаме и Исландии. Неспроста. Исландия — это просто космос!

Второе место – это провинция Бретань во Франции. Почему я про неё говорю (особенно в контексте нашей беседы про живые компании)? Там сохранился дух территории. Он связан, с одной стороны, с историей (традициями, культурными кодами и идентичностью), а с другой — со связанностью людей на невербальном уровне. Там, например, за год случается ноль изнасилований, ноль убийств. Это показатель уровня гармонии в обществе. И, конечно, там потрясающе красивая и сильная природа и архитектура – от Quimper до Concarneau и от St-Malo до Pont-Aven.

И третье — я бы однозначно поехал и просто погулял по Амстердаму. Потому что это самый свободный город в мире. Там буквально течет энергия жизни. Там расцветает человеческий дух. Вы ведь знаете, что голландцы — это самая продуктивная нация в мире? Амстердам — потрясающий город. Его можно прочувствовать, если просто погрузиться в его среду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: